Можно ли поступать на бюджет после отчисления

Право на бесплатное образование

К нынешним проблемам вступительной кампании, которые начались с отмены внешнего независимого оценивания в оккупированной Автономной Республике Крым, а позже и в Донецкой и Луганской областях, к невозможности получить аттестаты и дипломы, а соответственно, и подать документы для участия в конкурсном отборе добавилась еще одна – неопределенность с повторным поступлением на обучение за средства государственного бюджета. Возможно, при стабильной общественно-политической ситуации восприятие этого вопроса было бы другим, но не сейчас.

Немного истории. Уже не первый год абитуриенты, которые не могут поступить на желаемую специальность, решают, что идут учиться за бюджетные средства на направления подготовки, специалистами в которых не хотят (на планируют) быть. Через год они повторно сдают ЗНО или с прошлогодними результатами пытаются вновь поступать на обучение за государственные средства. Расценивается это, как некая возможность переждать год и еще получить стипендию/общежитие/право на льготный проезд.

Справедливости ради стоит заметить, что не все вузы, зная, что абитуриент уже получал высшее образование за средства государственного бюджета, позволяли участвовать в конкурсном отборе на места госзаказа, поскольку понимали, что обучение такого студента второй раз за средства бюджета невозможно.

В Министерстве образования и науки с проблемой финансирования обучения студентов, не желающих становиться специалистами в выбранных направлениях, также знакомы не первый год. Но из-за отсутствия единого учета студентов, а потому невозможности выявить лицо, уже получавшее высшее образование в другом вузе за средства государственного бюджета, в прошлые годы проблема решалась. Когда в 2012 году появилась Единая государственная электронная база по вопросам образования, казалось, этот вопрос приближался к логическому решению. Оставалось подождать некоторое время для внесения в нее данных обо всех студентах. Однако в этом году, несмотря на все ожидания, ситуация только обострилась.

Год 2014. По состоянию на начало вступительной кампании на сайте Министерства образования и науки Украины в разделе «Вопросы-ответы» появился ответ на такой востребованный для многих вопрос: «Можно ли поступить на бюджет в вузы, отчислившись из вуза, в котором учился на бюджете (можно, обучаясь на бюджете, поступить в другой вуз также на бюджет?)» и такой лаконичный ответ на него: «Нет, нельзя (согласно Закону Украины «О высшем образовании»)».

Через неделю после начала вступительной кампании на сайте довольно незаметно эту информацию уточнили. Теперь вопрос звучал так: «Можно ли поступить на бюджет в вузы, отчислившись из вуза, в котором учился на бюджете (можно ли, обучаясь на бюджете, поступить в другой вуз также на бюджет?)», ответ был таким: «Нет, нельзя. Согласно ст. 4 Закона «О высшем образовании», гражданин Украины имеет право бесплатно получать высшее образование, если определенный образовательно-квалификационный уровень получает впервые. То есть если студент снова будет поступать в вуз за средства государственного бюджета, то получается, что он будет пытаться получить определенный образовательно-квалификационный уровень второй раз. Поэтому студент имеет право отчислиться из своего вуза и попробовать поступить на первый курс снова, но теперь только за средства физических и юридических лиц».

Наличие такого уточнения вносило ясность в ситуацию, однако удивляла возможность замены одной информации другой без объяснений. 23 июля этот ответ вообще исчез с сайта МОН. Как оказалось, такие действия стали результатом договоренностей представителей Министерства образования и науки Украины с двумя десятками активистов, которые пошли в Министерство с требованием предоставить им возможность повторно поступать на обучение за средства государственного бюджета. Сейчас эти же активисты посещают приемные комиссии высших учебных заведений и пытаются убедить их в том, что отсутствие на сайте упомянутого вопроса и ответа обязывает приемную комиссию допустить студентов-абитуриентов к участию в конкурсном отборе на обучение на бюджет.

Официальной позиции МОН по этому поводу пока нет. Для обеспечения принципа равенства Министерство должно было проинформировать всех абитуриентов об их правах и возможных рисках при повторном поступлении на обучение за средства государственного бюджета. Аналогичные рекомендации должны были получить и высшие учебные заведения. Поскольку вопрос негласно передан на усмотрение приемных комиссий, попробуем спрогнозировать, что к различным абитуриентам могут применяться неодинаковые подходы при повторном поступлении на первый курс.

Можно или нельзя? Из толкования Конституционного Суда

Право лица на высшее образование предусмотрено статьей 53 Конституции Украины (толкование которого есть в решении Конституционного суда Украины о доступности и бесплатности образования) и статьей 4 пока еще действующего Закона Украины «О высшем образовании».

Официальное толкование статьи 53 было предоставлено в Решении Конституционного Суда от 04.03.2014 (№ 5-рп/2004). Решение касалось разъяснения положений об обеспечении доступности и бесплатности дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Обосновывая свою позицию, Конституционный суд отмечает, что образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью получения установленных государством образовательных уровней. Анализируя слово «доступность» в образовании в государственных и коммунальных учебных заведениях, суд исходит из грамматического определения слова «доступность» как «доступа для всех к получению, использованию, приобретению чего-то», «…соответствие силам, способностям, возможностям кого-нибудь».

Первый вывод, который делает суд, касается толкования доступности: «Понятие «доступность образования» . означает создание государством возможностей для реализации права человека на образование». При этом «доступность дошкольного и общего среднего образования является гарантией права каждого на получение такого образования, которому корреспондирует обязанность государства обеспечить реализацию этого права». Зато «…доступность высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях заключается в создании государством соответствующих условий для их функционирования и развития, при которых лицо смогло бы реализовать свое право на получение высшего образования на основе конкурсного отбора с учетом своих способностей и интересов при свободном выборе типа высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности, профиля обучения».

Итак, доступность дошкольного и среднего образования гарантирована государством. Государство обязано обеспечить это право каждому. Что касается высшего образования, то государство обязано лишь создать условия для реализации такого права.

Второй вывод суда касается толкования понятия «бесплатности». Бесплатность следует понимать как возможность получения образования без внесения платы в любой форме за образовательные услуги в соответствии с государственным стандартом. Обеспечение бесплатности образования на всех уровнях является одной из гарантий его доступности. Исходя из того, что дошкольное и полное общее среднее образование является обязательным, государство гарантирует его бесплатность и доступность в государственных и коммунальных учебных заведениях, финансируя в полном объеме процесс обучения учеников в рамках соответствующего государственного стандарта.

О бесплатности высшего образования, которое не является обязательным, Конституционный Суд отмечает: «Обеспечение государством бесплатности высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях необходимо рассматривать в контексте гарантированного Основным Законом Украины права на образование и доступа граждан Украины к его получению в этих учебных заведениях на конкурсной основе».

Представляется, что на основе этих выводов Конституционного суда логичен вывод, что лицо, принимавшее участие в конкурсном отборе в вуз и которое по собственному желанию было зачислено на обучение за средства государственного бюджета на направление подготовки и специальность, которую свободно выбрало, реализовало свое право бесплатно получить высшее образование с целью получения установленного государством образовательно-квалификационного уровня.

В этом случае государство выполнило свой долг, ведь: 1) создало соответствующие условия, при которых лицо смогло реализовать свое право на получение высшего образования на основе конкурсного отбора с учетом своих способностей и интересов, свободно выбрав вуз и специальность (обеспечена доступность) и 2) предоставило возможность получить образование в учебном заведении без оплаты, то есть без внесения платы в любой форме за образовательные услуги, в соответствии с государственным стандартом (обеспечило бесплатное обучение). Если же лицо год или два получало определенный образовательно-квалификационный уровень и по собственному желанию было отчислено, то оно фактически отказалось от полученного им права получить образовательный уровень бесплатно.

В своем решении суд также отмечает, что «…подготовка специалистов с высшим образованием . за счет других источников финансирования, не запрещенных законом, является дополнительным средством получения и обеспечения права на высшее образование». Поэтому лицо, которое училось и было отчислено, может продолжить получать образование с помощью других средств обеспечения права на высшее образование.

Стоит также отметить, что статья 4 принятого недавно Закона Украины «О высшем образовании» имеет более четкие и понятные формулировки. Право бесплатно получать высшее образование будут иметь те граждане, которые имеют определенный уровень высшего образования, и могут получать его впервые за средства государственного или местного бюджета.

Бесплатность высшего образования обязывает государство создать возможности, при которых гражданин Украины на равных конкурсных условиях может получить высшее образование без внесения платы в любой форме в пределах объемов нужных государству и обществу специалистов.

Процесс обучения на первом/втором курсе является целенаправленным процессом воспитания и обучения с целью получения установленного государством образовательного уровня. Поэтому лицо, второй раз обучающееся на первом курсе, получает этот образовательно-квалификационный уровень второй раз, а значит, и не имеет права получать его бесплатно. Обязательное финансирование государством в полном объеме всего процесса обучения относится только к дошкольному и полному общему среднему образованию, что связано с его обязательностью.

Наталья Радыш, юрист Львовского представительства Гражданской сети «ОПОРА».

При полном или частичном копировании информации

ссылка на osvita.ua обязательна (для интернет-ресурсов –

прямой гиперссылки, открытой для поисковых систем).



право, бесплатное, образование:Может ли абитуриент повторно поступать в вуз для обучения по государственному заказу

Можно ли поступать на бюджет после отчисления

Звоните сейчас, телефон горячей линии: 8 (495) 984-87-43

(для жителей Москвы и МО)

  • Новости ( 6255 )
  • Трудовые вопросы ( 4 )
  • Статьи ( 179 )
  • Жилищные вопросы ( 1838 )
  • Семейные вопросы ( 1208 )
  • Наследственные вопросы ( 424 )
  • Защита прав потребителей ( 310 )
  • Уголовное право ( 437 )
  • Земельное право ( 293 )
  • Автотранспорт ( 408 )
  • Прочие вопросы ( 3198 )
  • Законодательство ( 4339 )
  • Информация Минфина и ФНС ( 2147 )
  • Legal Articles ( 31 )
Архив новостей сайта
  • 25 май 2012 |
  • 03:05 |
  • Lenta |
  • Прочие вопросы |

К сожалению пользователь не дал своего разрешения на публикацию ответа на нашем сайте.

Для получения бесплатной юридической консультации позвоните по телефону 8 (495) 984-87-43. Бесплатные консультации юриста по телефону оказываются жителям Москвы и Московской области.

Либо оставьте запрос на телефонную консультацию у наших специалистов через эту форму:

Либо воспользуйтесь помощью онлайн-сообщества на нашем форуме бесплатных юридических консультаций.

Вопрос юристу: как поступить если банк требует внести сразу всю сумму просрочки за4 месяца включая пени а нет.

Здравствуйте, у меня такой вопрос: Я поступил в техникум после девятого класса на бюджет, после некоторого времени на первом курсе мне предложили.

Проучилась на бюджете в государственном вузе 3 курса. Собралась с духом и бросила из-за нежелания учиться по этой специальности. Хочу поступать на.

Здравствуйте. Могу ли я перевестись с целевого очного на целевое заочное? Сейчас учусь на 3 курсе, на четвертом хотела бы перевестись на заочное.

Уважаемые юристы Легала! Предположим я учусь на договорной основе. На 5 курсе не заканчивая институт отчисляюсь по собственному желанию. Смогу ли.

Copyright © 2007-2014 Все права на расположенные на сайте материалы, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Использование материалов сайта возможно только при наличии гиперссылки на ЛегалПортал.Ру | Форум.